
Когда ищешь 'Китай шламовый насос корпус насоса производитель', сразу видишь десятки заводов с идеальными картинками. Но за этими каталогами редко показывают главное — как поведёт себя отливка после полугода работы в абразивной среде. Многие поставщики делают акцент на марке чугуна, хотя ключевой момент — это равномерность толщины стенок в зоне рабочего колеса.
В ООО Насос Тинда мы изначально копировали японские методики литья, но для китайских материалов пришлось пересмотреть температурные режимы. Например, для корпусов из высокохромистого чугуна важно не просто выдержать состав сплава, а контролировать скорость охлаждения в зоне фланцев. Иначе появляются микротрещины, которые вскрываются только при гидроиспытаниях.
Однажды отгрузили партию насосов 6/4D-TH на золотодобывающий комбинат — через три месяца клиент прислал фото корпуса с эллипсной деформацией. Разбирались полгода: оказалось, проблема была не в материале, а в конструкции рёбер жёсткости. Пришлось полностью менять оснастку.
Сейчас для земснарядных насосов типа 12/10G-G используем комбинированное армирование — наружные рёбра плюс переменная толщина стенки в зоне всасывания. Это дороже, но снижает вибрацию на 40%.
Большинство производителей шламовых насосов тщательно шлифуют только присоединительные плоскости, а вот расточку под уплотнения часто делают 'как есть'. В наших вертикальных шламовых насосах серии TV пришлось вводить дополнительную операцию — хонингование посадочных мест под сальниковые уплотнения. Да, это +12% к стоимости обработки, но клиенты перестали жаловаться на протечки через 200-300 моточасов.
Особенно критично для погружных шламовых насосов — там биение вала всего 0.05 мм, но если посадочное место корпуса имеет эксцентриситет даже в 0.1 мм, уплотнение выходит из строя за неделю. Проверяли на насосах для десульфурации — разница в ресурсе достигала 3 раз.
Кстати, про корпус насоса с резиновой футеровкой — многие думают, что там требования по обработке ниже. На самом деле, посадка резиновой вставки требует ещё более точной геометрии, иначе появляются кавитационные карманы.
Когда к нам приходят рекламации по насосам TH серии, в 70% случаев проблема не в корпусе, а в неправильной центровке при монтаже. Сделали даже инструкцию с жёлтыми метками — показываем, где именно ставить индикатор при установке на раму. Но некоторые монтажники всё равно считают это излишним.
Запомнился случай на обогатительной фабрике — там постоянно выходили из строя шламовые насосы 8/6E-HR. Приехали, проверили — корпуса целые, рабочие колёса изношены равномерно. Оказалось, фундаментные болты были затянуты с разным моментом, и корпус вело при запуске.
Сейчас для крупных земснарядных насосов типа 16/14TU поставляем комплекты с калиброванными прокладками — клиенты сначала ворчат, потом благодарят. Ресурс между ремонтами вырос на 30-40%.
Корпус насоса весом под 3 тонны — это не просто железка. Как-то отгрузили партию в Казахстан, получили фото треснувших фланцев. Долго искали причину — оказалось, при перегрузке в порту корпуса ставили друг на друга без деревянных прокладок. Теперь в паспорте изделия рисуем схемы штабелирования красным цветом.
Для производитель из Китая важно учитывать и климатические различия. Например, для поставок в Сибирь стали делать дополнительную антикоррозионную обработку ступиц фланцев — в стандартной комплектации достаточно было консервационной смазки.
Кстати, про упаковку — перешли на трёхслойную плёнку с десикантами после того, как в корпусах насосов для вспенивания обнаружили конденсат после морской перевозки. Казалось бы, мелочь, но подшипниковые узлы ржавели изнутри.
Экспериментировали с биметаллическими корпусами — чугун + износостойкая сталь. Технология перспективная, но для серии TH пока не вышло на стабильное качество. Проблема в разном коэффициенте теплового расширения — после термоциклирования появляются зазоры.
А вот для песчаных и гравийных земснарядных насосов малых серий успешно применяем литьё по выплавляемым моделям. Дорого, но для сложных сплавов даёт точность до 0.8 мм против 2-3 мм при песчано-глинистой формовке.
Сейчас тестируем модифицированный чугун с карбидом титана — первые образцы показывают износостойкость на 15% выше стандартного Cr27. Но пока только для корпусов насосов десульфурации, где меньше ударные нагрузки.
Часто клиенты просят 'упрочнить' корпус, не понимая, что излишняя твёрдость материала ведёт к хрупкости. Приходится объяснять, что для гравийных смесей лучше подойдёт вязкая сталь, а для мелких абразивов — твёрдый чугун.
На сайте https://www.tindapump.ru мы выложили таблицы выбора материалов в зависимости от размера частиц и pH среды, но многие всё равно сначала выбирают по цене. Потом перезаказывают.
Особенно сложно с нестандартными исполнениями — например, когда просят сделать корпус с дополнительным патрубком для датчика. Кажется, мелочь, но это меняет схему литья и требует новых расчётов на прочность. Теперь такие заказы выполняем только после подписания ТУ.
В новых моделях шламовых насосов с резиновой облицовкой специально делаем разъём корпуса со смещённой осью — так проще менять футеровку без демонтажа трубопроводов. Мелочь, но на обогатительных фабриках это экономит до 4 часов простоя.
Для вертикальных шламовых насосов серии TV пришлось увеличить толщину фланца в зоне крепления к фундаменту — после 5-7 циклов разборки/сборки резьбовые отверстия разбивались. Теперь ставим запрессованные втулки из легированной стали.
Кстати, про инструмент — комплектуем крупные насосы специальными съёмниками для разборки корпуса. Раньше считали это излишеством, пока не увидели, как монтажники разбивают кувалдами посадочные поверхности. Теперь в паспорте пишем: 'Запрещено использовать ударные инструменты для разборки' — с картинками.